Культура

Историческую основу западнобурятской культуры составляет комплекс материальных и духовных ценностей, относящихся в целом к культуре монгольского суперэтноса. В условиях пребывания в составе России, вторжения в Бурятию двух систем культуры и идеологии – западно-христианской и восточно-буддийской, их воздействия и влияния, традиционная номадическая и полуномадическая культура, с одной стороны, прдолжала свое развитие, приобретая новое содержание и формы, а с другой, начала трансформироваться и в какой-то мере вытесняться ценностями двух мировых религий. В итоге образовался новый культурный синкрет – собственно бурятская культура.

Одним из древнейших и наиболее ярких видов духовной культуры бурят является фольклор. Основные его жанры – мифы, легенды, предания, героический эпос, загадки, сказки, песни, пословицы и поговорки. Широко распространенными были эпические сказания – улигеры. Из числа героических поэм бурят самым значительным и популярным является «Гэсэр». 

  Широко развито изобразительное искусство. К числу древнейших видов относятся наскальные росписи – писаницы, скульптурные и рельефные изображения культово-ритуального содержания. Богат и разнообразен орнамент. В народном искусстве бурят большое место занимает художественная обработка металла, дерева камня и кости. Основными мотивами в прикладном искусстве были спираль, квадраты, ромбы, зигзагообразные линии, зубцы, космические тела. Широко было развито культовое искусство – традиционное шаманисткое.

  Пение и музицирование составляют важную часть духовной жизни бурят. Талант певца-сказителя и исполнителя песен считался дарованным свыше. Широко бытовало музыкально-поэтическое творчество, связанное с улигерами. Исполнение последних – это сильный речитатив, сопровождаемый аккомпонированием на двухструнном смычковом инструменте – хуре.

  Богато представлены танцевальные мелодии. Наиболее распространенным и популярным видом этого искусства является танец-хоровод «Ехор».

  Особый раздел составляет музыкально-драматическое искусство культового назначения – шаманские ритуальные действия, мистерии. Элементарное театральное искусство в бурятском шаманстве достигло крайне высокого уровня, почти профессионального. Шаманы пели, плясали, играли на музыкальных инструментах, демонстрировали цирковые трюки, разыгрывали представления различного характера. Их камлания представляли не только религиозный акт или действие, но и особый синкретиный род искусства, в котором было все – сочинение текста, подлинная драматургия, музыка, пляска, трюкачество, фокус, гипноз, чревовещание.

  Округ активно участвует в общей жизнедеятльности бурятской нации и в развитии ее культуры. Из числа Усть-Ордынских бурят выросли сотни крупных деятелей науки, искусства и литературы, хозяйственных работников, инженеров, врачей и военнослужащих.

  В становлении и развитии молодого бурятского искусства большую роль сыграли и играют народные артисты РСФСР Б.Н.Вампилов, Н.К.Петрова, художники Г.Е Павлов, С.И.Балдаев, композиторы Ч.Павлов, Р.Мердыгеев, А.Андреев, Г.Дадуев, С.Манжигеев. Бурятское театральное искусство прославили В.Инкижинов, М.Степанова, Л.Сахьянова, К.Шулунова, Н.Таров, П.Абашеев и многие другие.

  Далеко за пределами округа известно имя старейшего сказителя-улигершина Апполона Тороева, книги которого неоднократно издавались. У колыбели национальной литературы стояли уроженцы округа Солбонэ туяа – первый писатель Союза писателей Бурятии, Апполон. Миллионным тиражом изданы произведения Данри Хилтухина. Современная советская и российская драматургия немыслима без имени Александра Вампилова.

akva-zoomarket.ru
Новости
RSS
Усть-Ордынский Бурятский округ
Культура
Образование
География и климат
Экономика
Администрация автономного округа
Обратная связь






Яндекс.Погода


.